ИЛЬЕНКОВ

ИЛЬЕНКОВ
Эвальд Васильевич (1924— 1979) — российский философ, психолог, педагог. Д-р философских наук (1968). Окончив школу, в сентябре 1941 поступил на философский фак-т Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В октябре 1941 — эвакуация в Ашхабад, где с декабря 1941 он становится студентом философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, куда влились факультеты ИФЛИ. В июле 1942 г. вместе с МГУ переезжает в Свердловск, где в августе 1942 г. призывается в армию. Закончил войну в Берлине, награжден боевыми орденами и медалями. С августа 1945 г. И. — литсотрудник артиллерийского отдела газеты Красная Звезда. С февраля 1946 — снова студент философского фак-та МГУ, который заканчивает в 1950 г. После МГУ — аспирантура. Под Руководством Т.И.Ойзермана готовит и в сти953 г. защищает канд. дис. на тему: Некоторые вопросы материалистической Диалектики в работах К. Маркса К критике политической экономии. С 1953 г. и до последних дней жизни И. работает в секторе Диалектического материализма Института философии АН СССР. В 1965 г. за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает И. премию имени Н.Г. Чернышевского. В 1968 г. И. защищает докт. дис: К вопросу о природе мышления. В ряде своих работ (Об идолах и идеалах (1968), Учитесь мыслить смолоду (1977), статьях Психика и мозг (1968), Психика человека под лупой времени (1970), Становление личности: к итогам научного эксперимента (1977), Что же такое личность? (1979), рукописи К вопросу о психическом, субъективном и др.) — затрагивает и предельно обостряет фундаментальные проблемы психологии и педагогики: источники человеческого в человеке, начала психического развития, природу личности (ее способностей и способов самоопределения в человеческой общности) и индивидуальности, генезис сознания и самосознания, становление воображения и мышления в процессе образования, функции эстетического воспитания как основы духовного и личностного роста человека. Для научной позиции И. характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, являются разными уровнями одной и той же науки. В своих трудах И. широко пользуется понятием теоретическая психология, тем самым точно выражая своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются. Профессионально ориентируясь в психологических материалах, И. не просто обобщал их в виде суммы примеров для иллюстрации тех или иных философских положений. Он стремился поднять эти материалы до уровня их категориального осмысления, вписать их в общую картину мира человека и его культуры. Такова, например, оценка И. результатов эксперимента коллектива И.А. Соколянско-го — А.И. Мещерякова по формированию психики слепоглухонемых детей в Загорском детском доме, который он считал испытательным полигоном для общественных наук (на этом материале им дано теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане). Аналогичным образом И. оценивал и результаты поисков коллектива Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова в области разработки проблем развития мышления школьников; с другой стороны, его работы оказали решающее влияние на формирование научной позиции В.В. Давыдова. В центре внимания И. была также проблематика, связанная со всесторонним и гармоничным развитием личности , которое понималось им с позиций немецкой классической философии К. Маркса, а не партийно-правительственных документов советского времени. И. показывал нелепость трактовки этой всесторонности и гармоничности как всезнайства и всеумейства. Он выдвинул и обосновывал концепцию универсальных и специальных способностей личности. Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных, но никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не даст. Он четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Ключевой среди первых является, по И., продуктивное воображение. С его точки зрения, воображение — это прежде всего умение видеть целое раньше частей, а это, в свою очередь, проявляется в способности человека смотреть на мир и самого себя глазами других людей, в пределе — всего человеческого рода. Отсюда — в воображении нет ничего исключительного, это — норма развития, всеобщечеловеческий способ постижения действительности. Формулируя представления о личности как человеческой индивидуальности, И. исходил из того, что в отличие от индивидуальности биологической (и любого другого единичного ) личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или иной специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом ансамбля всех общественных отношений. И. подчеркивал особую роль идеального (кристаллизованных в теле исторической культуры преобразовательных сущностных сил общественного человека, всеобщих схем его деятельности) в становлении личности. В этих пунктах наиболее отчетливо проступает общее теоретическое кредо И. — решительное отвержение натурализма и последовательное утверждение деятельностного подхода в истолковании реалий специфически человеческого бытия. Им разработана также концепция личности (по Гегелю — всеобщей индивидуальности, в отличие от дурной) как творца общего и значимого для всех содержания культуры. В таком понимании жизнь личности как бы продлена в судьбах других людей, общностей, рода в целом, а сама личность обладает модусом социального и психологического бессмертия. И, наоборот, личностная смерть может наступить раньше физической, если целостный человек становится производной от своих же собственных проекций — ролей, профессиональных позиций, штампов сознания, схематизмов поведения и т.д., механизмом их монотонного тиражирования. В настоящее время ряд идей И. развивается представителями новых генераций психологов— В.А. Петровским, В.К. Шабель-никовым, А.В. Суворовым, В.Т. Кудрявцевым и др. И. автор многих научных и публицистических работ, среди них монографии: Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса, 1960; Диалектическая логика, 1974 (2-е изд. — 1984); Философия и культура, 1991 и др. В.Т. Кудрявцев, А.В. Суворов


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ИЛЬЕНКОВ" в других словарях:

  • ИЛЬЕНКОВ —     ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск 21 марта 1979, Москва) философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке.     В 1941 поступил в МИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. После… …   Философская энциклопедия

  • ИЛЬЕНКОВ — Эвальд Васильевич (1924 1979) русский советский философ, специалист по теории диалектики, истории философии, психологии, педагогике. С 1953 по 1979 работал в Институте философии АН СССР. В 1965 за исследования актуальных проблем теории познания И …   Новейший философский словарь

  • ИЛЬЕНКОВ — Эвальд Васильевич (1924 79), философ и публицист, доктор философских наук (1968). В отталкивании от официальной советской идеологии попытался вернуться к подлинному К. Марксу ( Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса , 1956, опубл …   Русская история

  • Ильенков Э. — Эвальд Васильевич Ильенков Э. В. Ильенков Дата и место рождения: 18 февраля, 1924 (Смоленск, РСФСР, СССР) Дата и место смерти …   Википедия

  • Ильенков Э. В. — Эвальд Васильевич Ильенков Э. В. Ильенков Дата и место рождения: 18 февраля, 1924 (Смоленск, РСФСР, СССР) Дата и место смерти …   Википедия

  • Ильенков Э.В. — Эвальд Васильевич Ильенков Э. В. Ильенков Дата и место рождения: 18 февраля, 1924 (Смоленск, РСФСР, СССР) Дата и место смерти …   Википедия

  • Ильенков П. — Павел Антонович Ильенков (1821 27 июня (9 июля) 1877) русский химик технолог. С 1845 работал в Петербурском Университете, в 1865 1875 в Петровской земледельнической и лесной академии. Автор «Курса химической технологии» (2 тома 1851), а котором… …   Википедия

  • Ильенков П. А. — Павел Антонович Ильенков (1821 27 июня (9 июля) 1877) русский химик технолог. С 1845 работал в Петербурском Университете, в 1865 1875 в Петровской земледельнической и лесной академии. Автор «Курса химической технологии» (2 тома 1851), а котором… …   Википедия

  • Ильенков — Ильенков  русская фамилия. Известные носители: Ильенков, Александр Иванович (1937 2010)  советский партийный и государственный деятель, первый секретарь Тверского обкома КПСС (1990 1991), председатель Калининского облисполкома (1979… …   Википедия

  • Ильенков Павел Антонович — Ильенков (Павел Антонович, 1819 1877) известный химик технолог. По окончании в 1843 г. курса в Санкт Петербургском университете по реальному отделению Ильенков был отправлен для изучения технической химии и технологии за границу, где провел два… …   Биографический словарь

  • ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич — (1924 79) российский философ и публицист. В отталкивании от официальной идеологии попытался вернуться к подлинному Марксу (Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса , 1956, опубликовано 1960) и в сер. 1950 х гг. стал центром кружка… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»